ВОПРОС/ОТВЕТ

1. Зачем благоустраивать общественные пространства?

Экономика 21 века — это экономика знаний, услуг и технологий, которая невозможна без горожанина. Жители обеспечивают развитие человеческого и социального капитала, и в этом процессе общественные пространства играют ключевую роль, поскольку их предназначение в городе — коммуникация и обмен. Общественные пространства и качество городской среды нужны для всех городов, которые претендуют на успешность в современном мире.

2. Почему надо начинать с общественных пространств?

Многие российские города развивались по еще советским стандартам, которые ставили во главу угла производство, а не человека. Современное российское общество — постиндустриальное, основой экономики в нем является не производство, а люди, молодые специалисты, то есть человеческий капитал.

Человек, не привязанный к заводу или фабрике, сам выбирает, где ему жить. Как правило, человек выбирает безопасную, комфортную и разнообразную среду. Поэтому общественные пространства становятся основной «валютой» городов в борьбе за перспективных специалистов.

Неудивительно, что в этих условиях многие покидают родные города, которые кажутся им неуютными, и переезжают — в Москву или за границу. По оценке социологов, с 2001 по 2010 годы в Москву из других регионов переехало почти 2 млн россиян — намного больше, чем в другие регионы России. Многие жители регионов едут в Москву или Европу за культурным опытом и ощущением комфортной среды.

Цель проекта — создать в российских регионах комфортную среду — так, чтобы в центре города и его спальных районах было чисто, красиво и удобно. Комфортная среда будет способствовать развитию сферы услуг — уличной торговли, общепита, туризма и новых типов бизнеса. В результате экономика наших городов будет развиваться, а молодежь останется в них и будет вносить вклад в экономическое благосостояние регионов.

3. А как же ЖКХ, общественный транспорт, парковки, школы, больницы?

Всеми этими вопросами, безусловно, необходимо заниматься. Но благоустройство — это не ремонт, а решение городских проблем.

  • Более привлекательная городская среда ведет к большей посещаемости общественных пространств. Это повышает безопасность и снижает криминогенность на улице в любое время суток.
  • Грамотно организованное дорожное движение помогает снизить аварийность. Перенаправление транспортных потоков снизит уровень шума.
  • Высаженные деревья будут собирать пыль и снижать температуру воздуха

И этих положительных изменений можно достичь в ближайшей перспективе.

4. Как выбирали территории?

Перед выбором каждого пространства в городах реализации федеральной программы социологи проводили фокус-группы. На основе этих интервью с жителями составлялся портрет города, были выявлены его ключевые проблемы. В результате таких исследований становится понятно, какими пространствами стоит заниматься в первую очередь. Из самых посещаемых городских пространств выбраны были те, где изменения принесут наибольший эффект — то есть будут полезны горожанам различных социальных групп.

Конечно, изменить город и решить его проблемы нельзя за счет одного или нескольких пространств. Но мы надеемся, что в результате благоустройства одного или нескольких общественных пространств в городе и жители, и власти, и профессиональное сообщество, и эксперты увидят изменения и захотят, чтоб таким же образом менялся весь город. А это — уже старт переменам в городской среде.

5. Как выбирали архитекторов?

Ноу-хау масштабной программы по комплексному благоустройству 40 городов РФ — выбирать авторов будущих архитектурных концепций через процедуру конкурентных переговоров. Как они устроены? Перед экспертной комиссией выступают несколько команд архитекторов с готовыми проектными предложениями. Оцениваются портфолио, уровень выступления и разработанных в соответствии с техническим заданием решений, заявленная стоимость предстоящих работ по благоустройству. Лучшие концепции выбираются в ходе голосования.

В 15 городах проекты выбраны с помощью Открытого национального архитектурного конкурса, который задуман, чтобы открыть новых звезд в российской архитектуре и дать импульс к созданию в городах новых мест притяжения по проектам региональных архитекторов — победителей конкурса.

6. Почему важно учитывать мнение горожан?

В России более 75% населения живет в городах. Современные города являются комплексными системами, развитие которых складывается из действий государства, бизнеса, общественных организаций и отдельных людей. В советское время городское планирование и архитектура были в компетенции узкого круга экспертов, но сегодня города стали настолько сложными и система управления ими так разрослась, что все более эффективным методом становится вовлечение жителей в городское планирование и развитие.

В России эта тенденция только зарождается, но по всему миру горожане уже вовлечены в развитие городов. Практика показывает, что вовлеченное проектирование действительно способствует повышению качества жизни в городах, делает их интереснее и успешнее. Кроме того, это позволяет горожанам лучше узнавать друг друга, создавать клубы по интересам и реализовывать себя.

Вовлечение жителей в городское развитие может происходить как через интернет, так и через практическое взаимодействие с архитекторами и урбанистами. В процессе вовлечения образуются сбор идей и мнений, обсуждение проектных предложений, рабочие группы и стратегические сессии по совместному проектированию, на которых люди могут напрямую влиять на то, что происходит в городе. Помимо совместной работы на этапе проектирования общественных пространств, жители могут помогать городским службам и организациям поддерживать городскую инфраструктуру в надлежащем состоянии, а также персонализировать и улучшать город в рамках собственных инициатив и стратегических проектов.

7. Каким образом будет учитываться мнение горожан?

Идеи и предложения будут проанализированы экспертами КБ «Стрелка». Самые интересные будут переданы архитектурным бюро или архитекторам, разрабатывающим проекты, и рекомендованы для включения в проекты 2018-2022 гг.

8. Почему КБ «Стрелка»?

У КБ «Стрелка» есть релевантный опыт благоустройства российских городов. Кроме того, мы активно используем мировой опыт и готовы поделиться с регионами этим опытом, стандартами и успешными строительными практиками, применяемыми на масштабных городских проектах.

9. Какая роль у АИЖК?

АИЖК — заказчики федерального проекта по развитию городской среды в российских городах. КБ «Стрелка» — исполнители этого проекта.

10. А что делают городские администрации?

Администрации городов распоряжаются поступившим финансированием и задействуют локальных специалистов на всех этапах реализации проектов благоустройства. Поэтому они заинтересованы в высоком качестве работ.

Кроме того, они оценивают пользу и эффективность благоустройства для региона, потому что они лучше всех знают предпочтения горожан.